ТЕННИС КАК ИГРА СОСТОЯНИЙ
Виктор ГАСПАРЯН
ГАСПАРЯН Виктор Алексеевич.
Директор Центра современных психотехнологий.
Член Международной профессиональной психотерапевтической лиги.
Психолог.
Как личный тренер работал
с Андреем Мериновым, последним чемпионом СССР
(1996 - 97 гг.).
Живет в Санкт-Петербурге.
Вспомним прошлогодний Уимблдонский турнир и его необычную четверку полуфиналистов Сампрас, Агасси, Рафтер и Волчков. Причем необычную исключительно своим четвертым участником - Владимиром Волчковым, теннисистом из Белоруссии, ставшим подлинной сенсацией турнира. Волчкову удалось повторить уникальное для Уимблдона достижение легендарного Джона Макинроя - преодолеть сито квалификационного турнира и в основной сетке дойти до полуфинала, уверенно переиграв на пути своих более именитых и титулованных соперников. Таким образом, игрок, известный лишь узкому кругу специалистов, буквально ворвался в элиту мирового тенниса и заставил говорить о себе во всех уголках теннисного мира.
Безусловно, удачное выступление Владимира Волчкова в Уимблдоне-2000 - это феномен.
Но еще большим феноменом выглядит тот фейерверк побед, который подарил любителям тенниса во всем мире наш соотечественник Марат Сафин, выигравший на протяжении сезона-2000 престижные турниры в Барселоне, Майорке, Торонто, Санкт-Петербурге, Париже. И конечно же, венец этого триумфального шествия - победа в финале
US Open-2000 над звездой первой величины Питом Сампрасом. Сейчас как шутка или недоразумение воспринимается заявление Марата, сделанное в начале прошлогоднего сезона, после неудачи на Открытом чемпионате Австралии, что он серьезно рассматривал вопрос о расставании с большим теннисом...
Теперь хотелось бы на примере впечатляющих успехов этих молодых игроков попытаться разглядеть причины метаморфоз, что называется, "изнутри" и поделиться некоторыми мыслями, возможно, объясняющими по сути один и тот же феномен.
Известно, что, не изменив сознание человека, невозможно изменить его поведение. Также известно, что наибольшие изменения претерпевает сознание человека, когда определенное событие совершается на сильном эмоциональном фоне. Именно тогда происходит некий "прорыв" в сознании, сопровождаемый мощным выбросом энергии, который может длиться от нескольких минут до нескольких дней. Важным моментом в этой ситуации является способность человека (в данном случае теннисиста) правильно перераспределить эту энергию и самое главное - трезво осознав происходящее, направить ее в нужном направлении. Все это иногда характеризуют метафорой "попасть в поток" - неведомая сила буквально несет игрока к цели. Тут не имеет значения, соответствуют ли его технические или физические возможности возможностям конкретного соперника, который может его и превосходить во многих компонентах игры. Дело в том, что у игрока уже сформировано некое "состояние" и нарушить цельность этого "состояния" может только он сам. Это "состояние" впрямую воздействует на соперника, у которого, несмотря на более высокий класс, постепенно начинаются сбои в игре... Итогом может стать победа над грозным соперником. Только тот, кто хотя бы один раз "поймал" это "состояние" и "научился" его продуцировать, при условии наращивания технического мастерства (к чему, естественно, повышается мотивация), в конечном счете достигает звездных вершин. Не принципиально, что именно явилось катализатором изменения. Нередко это может быть достаточно банальное событие - увиденный фильм, прочитанная книга, новый человек в окружении, позитивно или негативно воспринятая новость. Это может быть и обычная тренировка или какая-то ее часть, новый удар или новое движение. Главное, что эта субъективная реальность ощущается с необычайной чистотой и ясностью восприятия, - создается ощущение, по словам одного выдающегося теннисиста, что у него, точно "пелена с глаз упала". Главное тут - чувствовать это "состояние", его присутствие и быть его полновластным хозяином. По истечении какого-то времени игрок начинает осознавать, что как бы находился во сне, трансе, некоторые теннисисты выражают это чувство с помощью фраз типа: "Мной руководила чья-то благодатная, сознательная рука"... И это не "мистика" - это один из самых простых способов описания довольно тонкого и загадочного процесса.
Возможно, именно его неуловимость и попытки найти способы продуцировать у себя "состояние победы" произвольно, по собственной воле, приводят игрока к формированию личных "примет". Не удивительно, что большинство теннисистов весьма подвержены суевериям, составляющим зачастую целый набор символов, которые до конца карьеры иной игрок так и не решается обнародовать. Как ни странно, в предыгровой подготовке и в самом матче они являются важной составляющей действий теннисиста. С течением времени эти приметы апробируются, совершенствуются и даже сознательно включаются спортсменом в комплекс подготовки к турниру.
Эту же закономерность отмечала и экстремальный психолог из Москвы Надежда Владиславова, проработавшая долгое время в условиях боевых действий в Чечне. Российские солдаты избегали писать письма домой в силу страшной "закономерности" - после отосланного перед боем письма вслед за ним родные получали похоронное известие...
Впрочем, "система примет" является всего лишь одним из способов поддержания у игрока ресурсного состояния. Только эмпирический способ познания себя, своих внутренних возможностей, состояний постепенно приводит теннисиста к вершинам профессионального мастерства. Именно этот ментальный опыт работы со своим сознанием формирует определенный уровень самовосприятия, который некоторые психологи называют состоянием "духовного превосходства" (то есть — превосходства духовной составляющей). Именно ментальные характеристики диктуют как поведение спортсмена на корте, так и вне его. Те, кто наблюдает теннис с трибун, наверняка замечали, что после нескольких сыгранных геймов любого матча они невольно начинали отдавать предпочтение одному из игроков, и это может быть вовсе не тот теннисист, который ведет в счете. В данном случае подсознательный выбор диктуется моделью поведения выбранного игрока, и именно модель поведения и обуславливает зрительское отношение к происходящему.
Давно замечено, что теннис - это "шахматы в движении". Вы можете проиграть очко, гейм, сет, ваш соперник может иметь один или даже более матчболов, но и в такой ситуации находятся теннисные гроссмейстеры, которым по плечу не только вернуть утраченные позиции, но и одержать победу в матче. Такая победа - прежде всего следствие победы игрока над самим собой. Именно такие матчи запоминаются надолго, широко транслируются в новостях, книгах, газетных и журнальных публикациях, оставляют след в сознании людей. Это переход за грань чисто личного опыта, это уже живая модель поведения и для зрителей, и для молодых теннисистов, и для любого из нас. И только после матча теннисист может вполне осознать, что этот успех, как резец в руке мастера, придал ему новую, недостающую грань как Личности. Что этот внутренний опыт имеет тем большую ценность, чем больше игрок осознает его, и при необходимости способен восстановить его и использовать.
Извечные вопросы большого спорта, а значит, и тенниса: "Что делать?" и "Как делать?"... Вспомним послематчевое интервью Сампраса на US Open-2000. Это было признание великого чемпиона, который не знал, как играть против Марата Сафина. Возьму на себя смелость утверждать, что при всей выигрышности "модели поведения" Сампраса, она оказалась не настолько вариативной, не настолько гибкой, и он стал заложником внутренних мощных стереотипов. Он не знал, что делать, потому что не понимал, что происходит. "Что происходит?", "В чем выгода действия для твоего соперника?", "В чем выгода для тебя?" - всегда краеугольные вопросы. Если по ходу игры теннисист убеждается в тщетности своих усилий, ему, безусловно, стоит задаться этими вопросами - и обязательно что-то менять в соответствии с ответами.
Давно замечено, что наиболее успешен именно тот человек, который имеет достаточное число внутренних стратегий поведения. Около двадцати лет назад я познакомился с одним борцом, чемпионом мира, который на мой вопрос, за счет чего он добивается результата, дал неожиданный для меня ответ. Я наивно предполагал, что он мастерски владеет всеми доступными приемами борьбы. Однако спортсмен признался, что в его арсенале - только четыре-пять "излюбленных", и весь бой сводится к тому, чтобы подвести соперника под один из этих приемов. Комментарии излишни.
Все игры, все тренировки, все события нашей жизни, когда они воспринимаются как ценнейший опыт, данный нам для обучения, могут послужить трамплином для приумножения наших личных достижений и возможностей.
Пожалуй, это и есть тот осознанный путь к мастерству, которым шли, идут и будут идти чемпионы.
Апрель 2001